Главная · Советы  · Светодиодный проблесковый маячок. Светодиодный маячок Зеленые и бело-лунные

Светодиодный проблесковый маячок. Светодиодный маячок Зеленые и бело-лунные

На рисунке показана схема светодиодного маячка, схема проста и не содержит дорогостоящих элементов, и собрана по классической схеме (мультивибратор).

Схема состоит из двух транзисторов, двух конденсаторов, четырех резисторов, и двух светодиодов. Частота мигания светодиодов зависит от сопротивления резисторов 100К и конденсаторов 10 мкФ. Соответственно увеличив емкость конденсаторов уменьшится частота мигания светодиодов.

СВЕТОДИОДНЫЙ проблесковый маячок можно использовать как новогоднее украшение или просто как интересную игрушку.

Справка

Мультивибратор - релаксационный генератор сигналов электрических прямоугольных колебаний с короткими фронтами. Термин предложен голландским физиком ван дер Полем, так как в спектре колебаний мультивибратора присутствует множество гармоник - в отличие от генератора синусоидальных колебаний («моновибратора»).

Мультивибратор является одним из самых распространённых генераторов импульсов прямоугольной формы, представляющий собой двухкаскадный резистивный усилитель с глубокой положительной обратной связью. В электронной технике используются самые различные варианты схем мультивибраторов, которые различаются между собой по типу используемых элементов (ламповые, транзисторные, тиристорные, микроэлектронные и так далее), режиму работы (автоколебательный, ждущие синхронизации), видам связи между усилительными элементами, способам регулировки длительности и частоты генерируемых импульсов и так далее.

Отнесение мультивибратора к классу автогенераторов оправдано лишь при автоколебательном режиме его работы. В ждущем режиме мультивибратор вырабатывает импульсы только тогда, когда на его вход поступают синхронизирующие сигналы. Режим синхронизации отличается от автоколебательного тем, что в этом режиме с помощью внешнего управляющего (синхронизирующего) колебания удаётся подстроить частоту колебаний мультивибратора под частоту синхронизирующего напряжения или сделать кратной ей (захват частоты) для автоколебательных мультивибраторов.

Симметричным мультивибратор называют при попарном равенстве сопротивлений резисторов R1 и R4, R2 и R3, ёмкостей конденсаторов C1 и C2, а также параметров транзисторов VT1 и VT2.

Схема может находиться в одном из двух нестабильных состояний и периодически переходит из одного в другое и обратно. Фаза перехода очень короткая благодаря положительной обратной связи между каскадами усиления.

Принцип действия

Состояние 1: VT1 закрыт, VT2 открыт и насыщен, C1 быстро заряжается базовым током VT2 через R1 и VT2, после чего при полностью заряженном C1 (полярность заряда указана на схеме) через R1 не течет ток, напряжение на C1 равно (ток базы VT2)* R2, а на коллекторе VT1 - питанию.

Напряжение на коллекторе VT2 невелико (падение на насыщенном транзисторе).

C2, заряженный ранее в предыдущем состоянии 2 (полярность по схеме), начинает медленно разряжаться через открытый VT2 и R3. Пока он не разрядился, напряжение на базе VT1 = (небольшое напряжение на коллекторе VT2) - (большое напряжение на C2) - то есть отрицательное напряжение, наглухо запирающее транзистор.

Состояние 2: то же в зеркальном отражении (VT1 открыт и насыщен, VT2 закрыт).

Переход из состояния в состояние: в состоянии 1 C2 разряжается, отрицательное напряжение на нём уменьшается, а напряжение на базе VT1 - растет. Через довольно длительное время оно достигнет нуля. Разрядившись полностью, С2 начинает заряжаться в обратную сторону, пока напряжение на базе VT1 не достигнет примерно 0,6 В.

Это приведет к началу открытия VT1, появлению коллекторного тока через R1 и VT1 и падению напряжения на коллекторе VT1 (падение на R1). Так как C1 заряжен и быстро разрядиться не может, это приводит к падению напряжения на базе VT2 и началу закрытия VT2.

Закрытие VT2 приводит к снижению коллекторного тока и росту напряжения на коллекторе (уменьшение падения на R4). В сочетании с перезаряженным C2 это ещё более повышает напряжение на базе VT1. Эта положительная обратная связь приводит к насыщению VT1 и полному закрытию VT2.

Такое состояние (состояние 2) поддерживается в течение времени разряда C1 через открытый VT1 и R2.

Таким образом, постоянная времени одного плеча есть С1 * R2, второго - C2 * R3. Это дает длительность импульсов и пауз.

Также эти пары подбираются так, чтобы падение напряжения на резисторе в условиях протекания через него тока базы было бы большим, сравнимым с питанием.

R1 и R4 подбираются на много меньшие, чем R3 и R2, чтобы зарядка конденсаторов через R1 и R4 была быстрее, чем разрядка через R3 и R2. Чем больше будет время зарядки конденсаторов, тем положе окажутся фронты импульсов. Но отношения R3/R1 и R2/R4 не должны быть больше, чем коэффициенты усиления соответствующих транзисторов, иначе транзисторы не будут открываться полностью.

Проблесковые маячки, известные большинству людей как «мигалки», представляют собой разновидность предупредительных огней, устанавливаемых на ТС специальных служб. Основная цель использования данных устройств – предупреждение участников дорожного движения о приближении транспортного средства, указание на его приоритет и световое оповещение.

В основе работы проблесковых маячков лежит не только передача светового сигнала, но и информирование путем определенного цвета. На российских дорогах использование данных приборов строго регламентировано, и каждому отдельному оттенку приписывается определенное значение. Помимо этого, по цвету маячков можно определить принадлежность транспорта к той или иной службе.

Разновидности

Проблесковые маячки подразделяются на несколько видов в зависимости от цвета сигнала, конструкции и метода крепления к транспортному средству. Согласно правилам эксплуатации, подобные приборы устанавливаются только на внешние поверхности автомобилей.

Синий проблесковый маячок

Является наиболее распространенным цветом данных осветительных приборов. Может использоваться как единично, так и в сочетании с другими оттенками, зачастую – с белым и красным. Проблесковый маячок синего цвета в основном применяется экстренными службами.

Помимо размещения непосредственно на крыше автомобиля его могут располагать под решеткой радиатора.

Красный проблесковый маячок

Считается базовым цветом. Вместе с синим оттенком зачастую используется в качестве опознавательного знака для таких специальных служб как ФСБ и ГИБДД.

Проблесковый маячок оранжевого цвета

Устанавливаются как совместно с другими оттенками, так и по отдельности. Стандартно считаются опознавательными знаками крупнотоннажных автомобилей, транспорта коммунальных служб, вывозящего мусор либо перевозящего строительные материалы.

Желтый проблесковый маячок используется несколько реже, чем оранжевый.

Зеленые и бело-лунные

Такие маячки считаются дополнительными приборами. Бело-лунный цвет используется в основном инкассаторскими автомобилями и применяется как оповещение в случае ограбления или нападения на транспорт во время перевозки денежных средств или любых других дорогостоящих грузов.

Зеленый цвет, в отличие от всех вышеперечисленных, на сегодняшний день практически не используется. Ранее такие маячки крепились на автомобили, сопровождавшие важные лица. Транспорт с такими опознавательными знаками замыкал колонну охраны. Сейчас они не являются обязательными к использованию и могут применяться как дополнительные огни.

Классификация в зависимости от крепления

Проблесковые маячки, как уже говорилось выше, крепятся только к внешним поверхностям транспортного средства. В зависимости от варианта установки огни подразделяются на несколько основных видов:

  1. Стационарные маячки. Устанавливаются на крыше автомобиля при помощи специальных крепежных элементов, которые требуют создания отверстий в кузове. Обеспечивают наиболее надежное соединение с поверхностью транспортного средства.
  2. Быстросъемные, или с магнитным креплением. Фиксируются при помощи мощных магнитов. Обладают определенными преимуществами: их можно быстро снять либо изменить их местоположение.
  3. Проблесковые маячки с универсальной фиксацией. Подразумевают возможность как магнитного, так и стационарного крепления к автомобилю.

Классификация проблесковых маячков в зависимости от конструкции

Строение таких устройств обычно учитывает все особенности эксплуатации. Объясняется это тем, что во время передвижения на высокой скорости маяки могут подвергаться различным воздействиям. По этой причине плафоны устройств выполняются из поликарбоната повышенной прочности, отличающегося удароустойчивостью. Кроме того, нередко маячки изготавливаются из материала, невосприимчивого к воздействию ультрафиолетовых лучей, что значительно продлевает срок их эксплуатации.

Источники света проблесковых маячков:

  1. Лампы накаливания. Самые старые источники света для подобных приборов. Отличаются минимальной мощностью и большим потреблением электроэнергии. Крайне ненадежны. На сегодняшний день используются редко.
  2. Галогеновые лампы. Самый дешевый и распространенный вариант. По показателям надежности и яркости представляют собой золотую середину. Аналогичны лампам, устанавливаемым в фары транспортных средств.
  3. Газоразрядные лампы. Яркий пример – ксеноновые лампочки. Маяки такого типа отличаются неплохой надежностью и яркостью, но при этом их стоимость значительно выше, чем у предыдущих двух вариантов.
  4. Светодиоды. Отличаются минимальным потреблением электроэнергии при максимальных показателях яркости. Проблесковый маячок светодиодный практически не оказывает никакого воздействия на бортовую сеть автомобиля. Характеризуется повышенной надежностью и длительным сроком эксплуатации. По стоимости не дороже газоразрядных аналогов, но при этом минимальная гарантия на них, выдаваемая производителем, составляет 5 лет.

Преимущества использования проблесковых маячков

Использование огней на специализированных транспортных средствах предоставляет некоторые преимущества. Основным из них считается относительная свобода передвижения: если на автомобиле имеются включенные проблесковые маячки, то водитель может игнорировать некоторые правила дорожного движения, в том числе разметку дороги, сигналы светофора, производить установку в неположенных местах при условии, что это не приведет к аварийной ситуации. Однако стоит учитывать тот факт, что данные опознавательные огни не дают никакого преимущества перед знаками регулировщика.

Проблесковые маячки значительно облегчают движение на трассах, отличающихся высокой загруженностью: включенный огонь синего цвета совместно со звуковым сигналом обязует остальных участников движения по возможности освободить дорогу и уступить место транспортному средству специального назначения. Если включается еще и красный маяк, то водители должны уступить полосу и всем сопровождающим машинам.

Освобождение дороги, как правило, подразумевает под собой то, что остальные участники движения не должны предпринимать никаких действий, которые могли бы помешать специальному средству проехать к месту назначения.

Маячки оранжевые проблесковые в большинстве случаев используются как предупредительный сигнал и средство для выделения автомобиля. Огонь такого цвета не обязует других водителей уступать дорогу, однако владелец специального транспортного средства в силу определенных полномочий имеет право игнорировать некоторые правила дорожного движения: производить остановку в неположенном месте либо не обращать внимания на разметку.

Когда нужно уступать дорогу спецтранспорту

Стоит отметить, что если водитель не пропустил автомобиль с синими проблесковыми маячками, он не всегда неправ. Обязательно необходимо уступать дорогу машинам спасателей, скорой помощи и пожарным, даже если у них не включены световые и звуковые сигналы оповещения. В случае нарушения данного правила грозит штраф в размере нескольких сотен рублей либо лишение водительского удостоверения сроком на 3 месяца.

Транспорт, принадлежащий государственным служащим, имеет приоритет только в том случае, если на нем включены как проблесковые маячки, так и сирена.

Спорные ситуации

В правилах дорожного движения и законодательстве не указано, в течение какого конкретно времени необходимо уступить дорогу специальному транспортному средству. Это становится причиной не самых приятных последствий для водителей, когда от них требуют мгновенной реакции, что просто невозможно. В противном случае выписываются штрафы.

Еще один подводный камень – поведение других водителей. Многие стараются остановиться либо перестроиться, что приводит к созданию помех для других участников дорожного движения, являясь серьезным нарушением ПДД.

Согласно теории, водитель должен пропустить специальное транспортное средство с проблесковыми маячками таким образом, чтобы не допустить создания на дороге новых проблем. По сути, перестраиваться в таком случае запрещается, однако на практике данное правило практически все игнорируют.

Санкции по отношению к водителям

В случае если водитель не уступит дорогу специальному транспортному средству с проблесковыми маячками, ему грозит лишение прав на срок до трех месяцев либо штраф в размере 500 рублей. Не уступить дорогу государственному служащему выйдет дешевле 200-300 рублей. При этом документы у того, кто нарушил правило, отбирать никто не имеет права.

Конкретное наказание водителя за то, что он не пропустил кортеж, зависит от ситуации и обстоятельств. Учитывается, как правило, сразу несколько факторов: включены ли проблесковые маяки, имеет ли лицо, просящее уступить дорогу, право на это. Если приоритета у транспорта со специальными сигналами нет, значит, движение осуществляется в прежнем порядке.

Для оформления заказа напишите нам артикул, контактные данные и выбранный способ доставки на адрес info@сайт. Если Вы представляете юридическое лицо, укажите реквизиты для формирования счета.

990,00

Фонарь аварийной остановки, маячок

Артикул: ФАП-1-1

Недорогой фонарь, который разработан для аварийных остановок. По правилам дорожного движения, при вынужденной остановке водитель транспортного средства должен обозначить место остановки автомобиля при помощи аварийного фонаря или знака. Соответствует требованиям инструментального контроля. Питание от элемента питания 4.5 Вольт (батарея 312S). Маяк аварийной оставки рекомендуется для использования во всех, без исключения, спецмашинах, предназначенных для перевозки опасных и легковоспламеняющихся грузов. Диаметр основания D=130 мм, высота H=150 мм.

1 450,00

Артикул: ФАП-1-120

Проблесковый маяк с галогеновой лампой. Напряжение питания 12/24 В. Новый проблесковый механизм. Корпус плафона изготовлен из поликарбоната. Проблесковый маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота маяка Н=120 мм., диаметр основания D=180 мм. Цвет: синий, оранжевый (по запросу). Механическое крепление.

1 450,00

Проблесковый маяк (галогеновая лампа)

Артикул: ФАП-1-170

Проблесковый маяк с галогеновой лампой. Напряжение питания 12/24 В. Новый проблесковый механизм. Корпус плафона изготовлен из поликарбоната. Проблесковый маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота маяка Н=170 мм., диаметр основания D=180 мм. Цвет: синий, оранжевый (по запросу). Механическое крепление. Рекомендуется к установке на дорожную и специальную технику, коммунальные автомобили, автомашины аэродромных служб.

1 800,00

Артикул: ФАП-1М-120

Проблесковый маяк с галогеновой лампой. Напряжение питания 12/24 В. Новый проблесковый механизм. Корпус плафона изготовлен из поликарбоната. Проблесковый маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота маяка Н=120 мм., диаметр основания D=180 мм. Цвет: синий, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Применяется в специальном транспорте, аварийных автомобилях, мобильных мастерских.

1 800,00

Маяк проблесковый галогеновый, магнитный

Артикул: ФАП-1М-170

Проблесковый маяк с галогеновой лампой. Напряжение питания 12/24 В. Новый проблесковый механизм. Корпус плафона изготовлен из поликарбоната. Проблесковый маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота маяка Н=170 мм., диаметр основания D=180 мм. Цвет: синий, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Широко используется в строительной и дорожной технике, на автомобилях аэродромного обслуживания.

2 950,00

Артикул: ФП-1-120Д3

Количество светодиодов - 3 шт. Плафон светодиодного маяка изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу).

2 950,00

Артикул: ФП-1-170Д3

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами.

3 500,00

Артикул: ФП-1М-120Д3

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 3 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодной автолампы изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу).

3 500,00

Маяк проблесковый светодиодный, магнитный

Артикул: ФП-1М-170Д3

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 3 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Магнитное крепление. Рекомендуется к использованию в аэропортах, спец. машинах, автодорожных и аварийных службах, передвижных автомастерских.

4 950,00

Артикул: ФП-1-120Д6

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 6 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодного маяка изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Фланцевое механическое крепление. Рекомендуется к использованию в аэропортах, спецмашинах, дорожных и аварийных автомобилях, мобильных автомастерских.

4 950,00

Маяк проблесковый, 6 светодиодов

Артикул: ФП-1-170Д6

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодного маяка изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=170 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Фланцевое механическое крепление. Рекомендуется к использованию в аэропортах, спец. машинах, автодорожных и аварийных службах, передвижных автомастерских.

5 600,00

Артикул: ФП-1М-120Д6

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 6 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодной автолампы изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Рекомендуется к использованию в аэропортах, спецмашинах, дорожных и аварийных автомобилях, мобильных автомастерских.

5 600,00

Маяк проблесковый, 6 светодиодов, магнитный

Артикул: ФП-1М-170Д6

Светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 6 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодной автолампы изготовлен из прочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=170 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Рекомендуется к монтажу на специальный транспорт, автомобили ФСИН, ФСКН и других специальных служб. Отличается высокой надежностью, яркостью, стабильной работой.

8 300,00

Артикул: ФП-1-120Д

Мощный светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 15 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодного маяка изготовлен из ударопрочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Фланцевое механическое крепление. Рекомендуется к использованию в автомобилях специальных служб, дорожных выездных бригад, спецмашинах, автомобилях для перевозки заключенных, инкассаторских служб и броневиков.

8 300,00

Маяк проблесковый, 15 светодиодов

Артикул: ФП-1-170Д

Мощный светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодного маяка изготовлен из ударопрочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=170 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Фланцевое механическое крепление. Рекомендуется к установке на кунги, спецкузова, специальные надстройки, автомобили дорожных служб и аварийных бригад.

8 900,00

Маяк проблесковый, 15 светодиодов, магнитный

Артикул: ФП-1М-120Д

Мощный светодиодный импульсный фонарь с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 15 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон светодиодной автолампы изготовлен из ударопрочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=120 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, красный, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Рекомендуется к использованию в аэропортах, спецмашинах, дорожных и аварийных автомобилях, автомобилях аварийных бригад.

10 900,00

Маяк проблесковый, пониженный профиль

Артикул: ФП-1М-060Д

Мощный светодиодный импульсный фонарь уменьшенного профиля с сверхяркими диодами. Количество светодиодов - 15 шт. Напряжение питания 12/24 Вольт. Плафон проблескового маячка изготовлен из ударопрочного и долговечного поликарбоната. Диодный маяк имеет пониженное энергопотребление. Высота корпуса маяка Н=60 мм., диаметр основания маяка D=180 мм. Цвет: синий, оранжевый (по запросу). Магнитное крепление. Рекомендуется к использованию в автомобилях специальных служб и оперативного транспорта, допускается к установке на спецтрансопрт.

Проблесковые маяки разделяются на галогеновые и светодиодные. В первом варианте световой импульс появляется при подаче напряжения на галогеновую лампочку, во втором случае - световой импульс генерируется светодиодом. В последнее время все большее распространение получили светодиодные маяки с использованием сверхярких светодиодов. Такие маяки обладают большей долговечностью, высокой надежностью, дают гарантированый яркий световой импульс и, при этом, потребляют меньше энергии. Проблесковые маячки для спецтехники и светодиодные маяки различаются по типу крепления, они бывают на механическом и магнитном основании. В первом случае автомобильная светодиодная лампа крепится на площадке и болтах, а во втором случае - на магнитном основании, которое надежно крепит проблесковый светодиодный маяк на крыше транспортного средства или другом металлическом покрытии. Проблесковый маяк с галогеновой лампой может непрерывно работать в течение 4000 часов при перепаде температур от -50 °C до +50 °C. Проблесковые маяки серии ФП произведены для эксплуатации в тяжелых условиях — для специальной и аварийной техники. Плафоны маяков выполнены из ударопрочного поликарбоната, а герметизации предусматривается силиконовая прокладка. В дополнение к этому прилагаются резиновые кольца для крепления основании маяка. Проблесковый маячок оранжевого цвета применяется в специальном автостранспорте. Вы можете купить светосигнальное оборудование по оптовой цене у нас в Москве.
Полный каталог специальных сигналов и проблесковых маяков вы можете увидеть на сайте компании "Оката" в разделе " ".

Найти в темное время суток различные предметы и объекты, в том числе подвижные (например, домашних животных), станет легче, если на них закрепить экономичный маячок, описание которого приведено ниже: с наступлением темноты он автоматически включается и начинает подавать световые сигналы.

Схема маячка показана на рис. 1. По сути, это несимметричный мультивибратор на транзисторах разной структуры VT2, VT3, который вырабатывает короткие импульсы с интервалом в не сколько секунд. Источником света служит излучающий диод HL1, датчиком освещенности - фототранзистор VT1.

Работает устройство следующим образом. Как видно из схемы, участок эмиттер-коллектор фототранзистора VT1 вместе с резисторами R1, R2 образует делитель напряжения в цепи базы транзистора VT2. В светлое время суток сопротивление этого участка невелико, поэтому напряжение на эмиттерном переходе транзистора VT2 мало, и он закрыт. Закрыт и транзистор VT3, поскольку напряжение смещения на его базе, зависящее от тока коллектора VT2, равно нулю. Иными словами, мультивибратор не работает и потребляемый им ток не превышает 2...3 мкА.

С наступлением темноты, когда из-за уменьшения освещенности сопротивление участка эмиттер-коллектор фототранзистора VT1 возрастает настолько, что падение напряжения на нем достигает примерно 0,6 В, транзистор VT2 начинает открываться. Увеличение создаваемого его коллекторным током падения напряжения на резисторе R4 приводит к тому, что начинает открываться и транзистор VT3. В результате напряжение на его коллекторе понижается и начинает заряжаться конденсатор С1. Зарядный ток протекает через резистор R1, участок эмиттер - коллектор VT1 и эмиттерный переход транзистора VT2, поэтому последний открывается еще больше и его коллекторный ток растет, что ведет к еще большему открыванию транзистора VT3 и т. д. Процесс протекает лавинообразно, и светодиод HL1 ярко вспыхивает.

По мере зарядки конденсатора С1 зарядный ток уменьшается, и в какой-то момент транзистор VT2, а вслед за ним и VT3 начинают закрываться. Происходит это быстро, поэтому светодиод резко гаснет. Далее конденсатор разряжается через светодиод HL1, резистор R5 и высокоомный резистор R2, и как только напряжение на нем понизится до определенного значения, транзистор VT2 вновь начнет открываться и весь процесс повторится. Из-за большого сопротивления разрядной цепи продолжительность разрядки конденсатора значительно больше, чем зарядки, поэтому интервал между вспышками светодиода достигает нескольких секунд.

Для того чтобы вспышки были более заметны, в устройстве применен сверхьяркий светодиод. Для минимизации питающего напряжения выбран светодиод TLWR9622 (красного цвета свечения) группы Y (прямое напряжение - 1,83.-.2,07 В). Это позволяет сохранить работоспособность маячка при снижении напряжения питания примерно до 2,3 В.

Все детали устройства размещают на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита, эскиз которой показан на рис. 2.

Помимо транзисторов, указанных на схеме, в маячке можно применить КТ361В, КТ361Г и КТ315В, КТ315Г, а также транзисторы серий КТ3107 (VT2) и КТ3102 (VT3) с любым буквенным индексом. Светодиод HL1 - любой сверхьяркий красного цвета свечения с возможно меньшим прямым напряжением и, желательно, с большим углом излучения. Можно использовать сверхьяркий светодиод и белого цвета свечения, но тогда придется увеличить напряжение питания (оно должно быть не менее 3,5 В). Конденсаторы С1, С2 - любые оксидные в цилиндрическом корпусе диаметром 5 мм (например, серии ТК фирмы Jamicon), резисторы - МЛТ, С2-33, Р1-4. Выключатель SA1 - любой малогабаритный.

Для расширения угла излучения светодиода можно закрепить на нем светорассеивающий пластмассовый колпачок (матовый или прозрачный с рифленой поверхностью).

Батарею питания маячка можно составить из различных гальванических или аккумуляторных элементов. Например, если он предназначен для установки на небольших подвижных объектах, то удобно использовать малогабаритные и легкие дисковые элементы типоразмера 357А, в других случаях целесообразно применить обладающие большей емкостью пальчиковые AAA.

Если все детали исправны и нет ошибок в монтаже, маячок начинает работать сразу после включения питания - достаточно закрыть окошко фототранзистора непрозрачной шторкой. Требуемой яркости вспышек добиваются подбором резистора R5. Длительность вспышек зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1, а паузы между ними - от емкости этого же конденсатора и сопротивления резистора R2.

Для увеличения дальности обнаружения маячка число светодиодов можно увеличить, например, до четырех, соединив их последовательно и разместив в конструкции таким образом, чтобы они излучали свет в разные стороны. В этом случае, конечно, напряжение питания надо повысить до 12 В и пропорционально увеличить сопротивление резисторов R1, R2, а резистор R5 подобрать по требуемой яркости вспышек.


C этой схемой также часто просматривают:

Такой маячок можно собрать как завершённое сигнальное устройство, например, на велосипед или просто ради развлечения.

Маяк на микросхеме устроен проще некуда. В его состав входит одна логическая микросхема, яркий светодиод любого цвета свечения и несколько элементов обвязки.

После сборки маячок начинает работать сразу после подачи на него питания. Настройки практически не требуется, за исключением подстройки длительности вспышек, но это по желанию. Можно оставить всё как есть.

Вот принципиальная схема "маячка".

Итак, поговорим об используемых деталях.

Микросхема К155ЛА3 представляет собой логическую микросхему на базе транзисторно-транзисторной логики – сокращённо называемой ТТЛ. Это означает, что данная микросхема создана из биполярных транзисторов. Микросхема внутри содержит всего лишь 56 деталей - интегральных элемента.

Существуют также КМОП или CMOS микросхемы. Вот они уже собраны на полевых МДП-транзисторах. Стоит отметить тот факт, что у микросхем ТТЛ энергопотребление выше, чем у КМОП-микросхем. Но зато они не боятся статического электричества.

В состав микросхемы К155ЛА3 входит 4 ячейки 2И-НЕ. Цифра 2 означает, что на входе базового логического элемента 2 входа. Если взглянуть на схему, то можно убедиться, что это действительно так. На схемах цифровые микросхемы обозначаются буквами DD1, где цифра 1 указывает на порядковый номер микросхемы. Каждый из базовых элементов микросхемы также имеет своё буквенное обозначение, например, DD1.1 или DD1.2. Здесь цифра после DD1 указывает на порядковый номер базового элемента в микросхеме. Как уже говорилось, у микросхемы К155ЛА3 четыре базовых элемента. На схеме они обозначены как DD1.1; DD1.2; DD1.3; DD1.4.

Если взглянуть на принципиальную схему более внимательно, то можно заметить, что буквенное обозначение резистора R1* имеет звёздочку * . И это неспроста.

Так на схемах обозначаются элементы, номинал которых необходимо подстраивать (подбирать) во время налаживания схемы для того, чтобы добиться нужного режима работы схемы. В данном случае с помощью этого резистора можно настроить длительность вспышки светодиода.

В других схемах, которые вы можете встретить, подбором сопротивления резистора, обозначенного звёздочкой, нужно добиться определённого режима работы, например, транзистора в усилителе. Как правило, в описании схемы приводится методика настройки. В ней описывается, как можно определить, что работа схемы настроена верно. Обычно это делается замером тока или напряжения на определённом участке схемы. Для схемы маяка всё гораздо проще. Настройка производится чисто визуально и не требует замера напряжений и токов.

На принципиальных схемах, где устройство собрано на микросхемах, как правило, редко можно обнаружить элемент, номинал которого нужно подбирать. Да это и не удивительно, так как микросхемы это по сути уже настроенные элементарные устройства. А, например, на старых принципиальных схемах, которые содержат десятки отдельных транзисторов, резисторов и конденсаторов звёздочку * рядом с буквенным обозначением радиодетали можно встретить куда чаще.

Теперь поговорим о цоколёвке микросхемы К155ЛА3. Если не знать некоторых правил, то можно столкнуться с неожиданным вопросом: "А как определить номер вывода микросхемы?" Тут нам на помощь придёт так называемый ключ . Ключ – это специальная метка на корпусе микросхемы, указывающая точку отсчёта нумерации выводов. Отсчёт номера вывода микросхемы, как правило, ведётся против часовой стрелки. Взгляните на рисунок, и вам всё станет ясно.

К выводу микросхемы К155ЛА3 под номером 14 подключается плюс «+» питания, а к выводу 7 – минус «-». Минус считается общим проводом, по зарубежной терминологии обозначается как GND .